ТЕРАПИЯ ОМЕЛОЙ В РАБОТЕ ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ

Кошечкин Д. В.

МЦ «Терапевтикум», г. Санкт-Петербург, РФ

По данным ВОЗ, рак является второй из основных причин смерти в мире, в 2018 г. от этого заболевания умерли 9,6 млн человек. Рак становится причиной практически каждой шестой смерти в мире, в связи с чем, ВОЗ рассматривает данную ситуацию, как эпидемию. Повсеместно наблюдается резкий рост обращаемости пациентов к врачам общей практики и врачам терапевтам амбулаторного звена системы здравоохранения в связи с впервые выявленными или текущими онкологическими заболеваниями. Получая специфическую терапию или готовясь к получению таковой, пациенты нуждаются в сопутствующей, интегрированной в основной курс лечения, поддерживающей и улучшающей переносимость основного противоопухолевого воздействия терапии. В идеале, такая терапия должна оптимизировать основной курс противоопухолевого лечения, максимально возможно нивелируя её негативное воздействие на организм. Естественно, что наиболее перспективным в этом отношении является использование опыта традиционной и комплементарной медицины (1).

В начале XX века в Швейцарии гениальный немецкий учёный естествоиспытатель Рудольф Штейнер, совместно с группой врачей и провизоров под руководством д-ра Иты Вегман начал изучать возможности применения препаратов растительного происхождения на основе омелы белой (Viscum album L.) в лечении рака молочной железы (2). Первые опыты были весьма обнадёживающими —  инъекционный препарат яблоневой омелы, изготовленный по специальной технологии, подразумевающей сохранение компонентов ферментированного и специальным образом потенцированного растительного сока омелы зимнего и летнего сбора, давал устойчивый противоопухолевый эффект. На основании этих разработок в дальнейшем была создана группа препаратов омелы, первым из которых был препарат Iscador, который и по настоящее время успешно применяется в клинической и амбулаторной практике стран ЕС, Южной и Северной Америки, Азии. Затем, в ходе развития омелотерапии были созданы препараты Iscucin, Abnoba, Helixor и ряд других (3).

Результативность терапии инъекционными препаратами омелы — омелотерапии доказана, так как не раз подвергалась серьёзным клиническим исследованиям. На сегодняшний день проведено более 90 доказательных исследований применения омелотерапии при различных онкопатологиях (4). Так, например, в работах профессора Матичека и соавт. (5) было показано существенное влияние терапии препаратом Iscador на продолжительность и качество жизни пациентов с различными формами рака. Работы д-ра Кристиана Гра (6) демонстрируют выраженное иммуномодулирующее действие препаратов омелы на примере рака легких. Недавнее исследование применения препаратов омелы в паллиативной терапии рака поджелудочной железы (7) доказало её высокую эффективность и необходимость введения в комплекс терапевтических мер у этой группы пациентов. В настоящее время в нескольких странах Европы проводятся мультицентровые исследования применения препаратов омелы при раке мочевого пузыря и раке молочной железы. Таким образом доказательная база эффективности омелотерапии уже не вызывает сомнений.

Применение препаратов омелы в клинической и амбулаторной практике ряда стран ЕС, таких как, например, Германия и Австрия доходит до 70—80%, то есть 80% пациентов с разными видами онкопатологии получают те или иные виды омелотерапии!

В Германии и Швейцарии уже многие десятилетия активными научными исследованиями фармакологических эффектов омелы белой занимаются ряд научно-исследовательских институтов, таких как Институт исследований рака «Hiscia» (Швейцария), Институт Карла Густава Каруса (Германия) и ряд др. (8). Результатом их деятельности стало, то, что омела белая является одним из наиболее подробно изученных лекарственных растений в истории науки, при том, что оно таит в себе ещё немало загадок.

На основании обширной мировой клинической практики (9) и моего собственного 25 летнего клинического опыта сопутствующего (интегративного) лечения пациентов онкологическими заболеваниями разных локализаций, форм и стадий, можно утверждать следующее:

1. Омелотерапия хорошо переносится пациентами и при адекватном режиме назначения и эскалации дозы практически не даёт побочных эффектов.

2. Терапия омелой хорошо сочетается со всеми современными типами инвазивных и неинвазивных вмешательств в онкологии —  хирургическим, радиологическим, химио- и иммуннотерапевтическим и пр.

3. Терапия омелой оптимизирует действие химиотерапии и специфической противоопухолевой иммунотерапии, позволяя снижать её токсичность и интенсивность разрушительного действия на организм пациента.

4. Применение данного вида лечения возможно как на клиническом, так и на амбулаторном этапе лечения, как в виде основного, у пациентов с противопоказаниями к магистральной терапии, так и сопутствующего лечения.

5. Терапия омелой приносит максимальный эффект при максимально быстром, сразу после постановки диагноза, назначении.

6. Терапия препаратами омелы высокоэффективна только при инъекционном введении, так как при пероральном применении лектины омелы разрушаются в желудочно-кишечном тракте.

7. Терапия омелой обязательно должна осуществляться пол контролем знающего особенности данного вида лечения врача!

К сожалению, препараты омелы и омелотерапия, по-прежнему практически не доступны гражданам Российской Федерации, в виду целого ряда организационных и бюрократических проблем, хотя, например, в Белоруссии несколько лет назад успешно прошёл регистрацию на национальном уровне и вошёл в практику один из наиболее современных препаратов омелы белой —  abnobaViscum Fraxini.

Хотелось бы надеяться, что успехи данного вида лечения и результаты множества научных исследований, проводимых по всему миру, приведут к включению его в комплекс противоопухолевых терапевтических мероприятий и в Российской Федерации, хотя бы на амбулаторном этапе.

Литература:

1. Бойт Й. Основы комплементарной онкологии. Теория и практика. — М., Арнебия. — 2007.

2. Peter Selg et al. Mistelforschung und Krebstherapie (Band 1). —  Arlesheim, Verlag des Ita Wegaman Instituts, — 2016.

3. Gunver  Kienle,  Helmut  Kiene  Der  Mistel  in  der  Onkologie. —  Stuttgart, Schattauer. — 2003.

4. Гунвер София Кинле, Гельмут Кине Обзор клинических исследований омелотерапии рака. В сб. «Материалы Пятой Ежегодной конференции АМА», Санкт-Петербург, — 2017.

5. Grossarth-Maticek R, Ziegler R. Prospective controlled cohort studies on long-term therapy of breast cancer patients with a mistletoe preparation (Iscador). Forsch Komplementärmed. 2006;13:285—292.

6. C.Grah Immunomodulatory effects of mistletoe therapy (viscum album L. extracts) in lung  cancer. — “Заболевания лёгких и дыхательных путей”, 40-й год издания, No. 1/2014, стр. 31—39.

7. J. Axtner et al. Health services research of integrative oncology in palliative care of patients with advanced pancreatic cancer. —  BMC Cancer (2016) 16:579.

8. Sheer R. et al. Der Mistel in der Tumortherapie 4. —  Essen, KVC Verlag, 2016.

9. Matthias Girke Internal Medicine. —  Berlin, Salumed-Verlag, 2016.