Иридодиагностика и фитотерапия вегетососудистой дистонии у подростков

Махонина Е.М., к.м.н.

Вегетососудистая дистония (ВСД) — полиэтиологический синдром (симптомокомплекс), согласно МКБ-10 может классифицироваться как проявление соматоформной вегетативной дисфункции сердца и сердечно-сосудистой системы, объединяющий прежние диагнозы: кардионевроз, нейроциркуляторная дистония, нейроциркуляторная астения, психовегетативный синдром, вегетоневроз.

Это многоликое заболевание, характеризующееся нарушением вегетативной регуляции работы органов, сосудов, обменных процессов в результате первично или вторично возникших морфофункциональных изменений вегетативной нервной системы.

Судя по большому количеству названий одного и того же состояния, можно судить о широком круге систем и органов, вовлекающихся в процессы нарушений.

Диагноз ВСД давно перестал быть редкостью у детей и подростков. По последним данным, ВСД встречается у 25–80% людей, включая детей переходного возраста.

Характерно, что синдромом ВСД страдают в основном дети, которые родились и выросли в городской современной среде. Во многих исследованиях у контрольной группы подростков было обнаружено отсутствие адекватных физических нагрузок и присутствие малоподвижного образа жизни. Не остаются в стороне и увлечения компьютерными играми и просмотрами телевизионных программ. Чем больше ребенок проводит времени перед экраном телевизора или монитором компьютера, тем выше шансы, что у него будут появляться вегетативные сдвиги с формированием комплекса сосудистой дистонии по тому или иному типу. Возникновению заболевания так же способствуют наследственная предрасположенность, перенесенные тяжёлые заболевания, изменение гормонального фона организма, вредные привычки, неполноценное питание с дефицитом некоторых витаминов и минеральных веществ, чрезмерные нагрузки в школе, частые стрессы.

Первые признаки могут появляться в возрасте 6 лет. Но наибольшее число диагностируемых случаев приходится на подростковый период. Это связано с тем, что на имеющиеся вегетативные отклонения в развитии периферической нервной системы накладывает отпечаток гормональный сдвиг.

Проявляется ВСД у детей совершенно разнообразными неприятными симптомами. Уже в возрасте 7–8 лет 76% детей могут предъявлять жалобы на головные боли. Для детей 10–12 лет более распространенными являются жалобы на головокружение (32% детей). Оно может возникать вскоре после сна, при резком изменении положения тела или при длительных перерывах между приёмами пищи. 45% детей отмечают проблему повышенной утомляемости при физических нагрузках. В 41% случаев проявляются снижение памяти, отвлекаемость, рассеянность, ухудшение работоспособности. Но наибольшее количество жалоб относится к группе эмоциональных нарушений. У 73% детей отмечается эмоциональная лабильность, слезливость, вспыльчивость, перемены настроения. Также часто отмечаются такие негативные факторы, как тревожность, эмоциональная напряженность, конфликтность.

Приступы и обострения могут провоцироваться любым изменениями в окружающей среде ребенка. Это может быть смена погоды, ремонт в его комнате или полученная плохая отметка.

При постановке диагноза необходимо ориентироваться на основной комплекс ведущих симптомов, которые могут указывать косвенным образом на поражение того или иного участка вегетативной нервной системы. Выделяют три основных типа:

1. Вегетососудистая дистония по гипертоническому типу (или симпатикотонический тип);

2. Вегетососудистая дистония по гипотоническому типу (или ваготонический тип);

3. Смешанная форма заболевания.

Практически при всех вариантах поражения присутствуют признаки слабости синусового узла сердечной мышцы. Это может проявляться в периодических болях в левой половине грудной клетки, сердцебиении, учащении частоты сердечных сокращений. У всех детей с ВСД, независимо от клинических вариантов течения, выделяется синдром общей дезадаптации — повышенная утомляемость, слабость, вялость, снижение работоспособности.

При развитии ВСД по гипертоническому типу подросток страдает от:

  • частых головных болей;
  • повышенной нервной возбудимости;
  • затруднений при отходе ко сну;
  • рассеянности внимания;
  • трудностей с запоминанием изучаемого материала.

Могут беспокоить боли в области сердца. Отличительная характеристика — повышение артериального давления до 140/80 мм рт ст.

При гипотоническом типе заболевания на первый план выходят симптомы недостаточности мозгового кровоснабжения. Это могут быть следующие признаки:

  • плаксивость и постоянные перепады настроения;
  • головокружения и мышечная слабость;
  • головные боли носят рассеянный характер;
  • постоянная сонливость и апатия.

Боли в сердце возникают в основном при физических нагрузках. У ребенка брадикардия и бледные кожные покровы. Артериальное давление чаще держится в пределах 110/70 мм рт ст.

При длительном течении ВСД к данным симптомам могут присоединяться признаки вторичных поражений внутренних органов и систем. Часто поражается иннервация слизистой оболочки желудка и желчного пузыря. Возникают проблемы с отсутствием аппетита, постоянными застойными явлениями в желчевыводящих путях, нарушения стула.

Несмотря на разнообразие клинических проявлений, вегетососудистая дистония редко признаётся ведущим заболеванием у подростков. И дело не только в отношении родителей к здоровью ребёнка, оно широко варьируется от полного невнимания («капризный», «трудный возраст», «поспи и всё пройдёт») до гиперопёки (проведение массы анализов и исследований, посещение всех специалистов при малейшем недомогании отпрыска). Затруднения возникают на стадии осмысления специалистом общей картины состояния пациента. Ибо терапевт (педиатр) будет лечить только гипотонию, гастроэнтеролог займётся дискинезией желчевыводящих путей, а психолог увлечён лечением депрессии или перепадами настроения пациента. Учитывая, что при ВСД нарушения в работе систем и органов носят функциональный и приступообразный характер, стандартная инструментальная диагностика зачастую не выявляет значимых отклонений.

В данном случае иридодиагностика выступает как комплексный неинвазивный метод исследования, позволяющий в течение нескольких минут получить полное представление о здоровье пациента:

  • оценить конституциональный тип и состояние наследственности;
  • уровень адаптационно-репарационных резервов организма, его «жизнестойкость»;
  • обнаружить врождённую органную слабость различных органов и систем;
  • выявить и локализовать патологический очаг в организме, в т.ч.  очаг скрытой дремлющей инфекции;
  • выявить ряд дисфункций и заболеваний в доклинической стадии;
  • определить ведущую и второстепенную патологию в организме на момент осмотра;
  • установить причинно-следственные связи симптомов;
  • одновременно проводить осмотр экстерорецептивных зон всего организма в одном поле.

Только иридологический анализ позволяет выявить семейную органную слабость того или иного органа (системы), указывающую на повышенную уязвимость, низкую толерантность к нагрузкам, снижение репаративных возможностей того или иного органа. Именно провоцирующие моменты (инфекции, интенсивные курсы медикаментозного лечения, стрессовые ситуации, начало пубертатного периода) определяют срок реализации семейной органной слабости и развития заболевания.

При проведении скрининговой иридодиагностики в раннем детском возрасте (5–6 лет) разрабатывается программа несложных профилактических мероприятий, предупреждающих развитие болезни («предупреждён — значит вооружён»). При наличии клинических или иридологических признаков реализации органной слабости и развития симптомов вегетососудистой дистонии пациенту предлагается индивидуально подобранный курс фитотерапии.

Коллективом кафедры был разработан базовый состав сбора для лечения детей с ВСД. В его состав входили: таволга, мелисса, дербенник, ромашка, репешок, зверобой, шиповник. В зависимости от характера проявления ВСД и иридологической картины, корректировался и состав сбора.

На радужке признаками повышенной реактивности нервной системы считается большое количество адаптационных дуг. Причём существует чёткая корреляция между степенью их вдавленности, контрастностью цвета и выраженностью невротических проявлений. Основу лечебного сбора в данном случае должны составлять успокаивающие и общеукрепляющие травы (ромашка, лаванда, мелисса, липа, лист малины, плоды укропа, тмина и аниса, холодные настой валерианы и девясила, отвар корня пастернака и одуванчика), обязательно использование поливитаминных чаев (шиповник, рябина, крапива, спорыш, подорожник, береза, девясил, зверобой, репешок, пажитник, аир, зеленая солома овса, лист малины).

Прекрасным дополнением является контрастный душ (в пределах комфортных температур) и (или) успокаивающие ванны (аир, валериана, ромашка, мята, хмель, душица, пион, пустырник, лаванда), назначаемые через день. И лишь через две-три недели проведения успокаивающих трав для повышения устойчивости организма к действию физических перегрузок и психотравмирующих факторов, можно к основному лечению добавить короткие курсы адаптогенов (лучше «коктейль» из нескольких аптечных настоек, по 1 капле на год жизни, утром натощак, 10–14 дней в месяц с октября по март) и тонизирующих растений. Их стимулирующий эффект дополняется успокаивающим влиянием, в результате чего наряду с чувством бодрости улучшается сон. Это объясняется тем, что адаптогены усиливают корковые процессы в головном мозге и восстанавливают нормальную интеграцию процессов возбуждения и торможения ЦНС. Это позволяет устранить такие жалобы как слабость, подавленность, апатию, быструю утомляемость.

При упорных головных болях кроме множественных глубоких адаптационных дуг в мозговой зоне появляются астенические трещины и зашлакованность стромы, что является свидетельством ишемии тканей головного мозга, развившейся из-за дистонии мозговых сосудов. В таком случае в сбор включаются растения с выраженными антиспастическими и антигипоксическими свойствами (ромашка, первоцвет, пижма, календула, душица, кипрей, цветки жасмина, пол-пола). К числу сильных антигипоксантов относятся: лист подорожника, березы, крапивы, цветки арники, боярышника, липы, пижмы, таволги, календулы, трава сушеницы, донника, хвоща, плоды и листья облепихи, рябины. Кроме того, назначаются растительные спазмолитики – мята, мелисса, тысячелистник, семя укропа, шишки хмеля, вербена, душица, кипрей, липа, лаванда и т.д.

Часто встречается локальная зашлакованность автономного кольца, которая выявляется исключительно в верхних отделах, соответствующих шейному отделу позвоночника. Большинство обладателей этого признака по роду учебы (или работы) по много часов проводят перед монитором, сидя с перекошенным вправо плечом, сжимая рукой мышку. Практически все из них жалуются на скованность шеи и плечевого пояса, головные боли. В данном случае зашлакованность свидетельствует о выраженных мышечных блоках, приводящих к сдавлению сосудов и нервных окончаний, приводящих к нарушению тканевого дыхания, развитию гипоксических состояний тканей, в ряде случаев формированию вертебро-базиллярной недостаточности. Об этом будет свидетельствовать расширение зоны зашлакованности автономного кольца в районе проекции головного мозга — от 11.00 до 1.00 часов на обеих радужках. При периодических и не очень сильно выраженных жалобах советуем следить за осанкой, особенно в положении сидя, обязательно делать упражнения для шейного отдела позвоночника. Привлечение опытного остеопата на любом этапе лечения позволяет не только снять локальное мышечное напряжение, но и сбалансировать работу позвоночника в целом, улучшить кровоснабжение головного мозга, тем самым уменьшить проявления вегетососудистой дистонии у пациента.

Величина зрачковой каймы отражает баланс между симпатической и парасимпатической нервными системами. Тонкая зрачковая кайма указывает на преобладание симпатической нервной системы, а широкая – на явления парасимпатикотонии. Обнаружение у детей, состоящих на диспансерном учете по поводу ВСД по ваготоническому типу, тонкой зрачковой каймы, вместо ожидаемой широкой, не стоит расценивать как ошибку иридологической трактовки признака. У данного пациента может быть вегетативная дисфункция смешанного типа с превалированием клинической симптоматики парасимпатикотонии. А изучение состояния автономного кольца и цилиарного пояса поможет дополнить представление о состоянии организма.

Локальные истончения или утолщения зрачковой каймы заслуживают особого внимания. Они позволяют судить о явлениях симпатикотонии или парасимпатикотонии групп органов, представленных проекционно в прилегающей зоне. Еще R. Schnabel (1959) отмечал, что частичный дефект зрачковой каймы в верхнем секторе говорит о дисфункции центральной нервной системы, склонности к церебральным сосудистым нарушениям.

Считается, что по рельефу автономного кольца можно косвенно судить о функции симпатической нервной системы: широкое и высокое кольцо указывает на высокий тонус симпатической системы (симпатикотонию), и наоборот, плоский и сглаженный рельеф свидетельствует о снижении ее тонуса. В сочетании с анализом формы зрачковой каймы, это позволяет с более высокой степенью достоверности судить о преобладании влияния симпатической или парасимпатической систем в организме и их балансе. Истончение и прерывистость его линии указывает на склонность к нейровегетативной лабильности, а широкая линия автономного кольца говорит о торпидности вегетативной нервной системы.

При развитии вегетососудистой дистонии по симпатикотоническому типу пациенты обычно астеничны, темпераментны, рассеянны, раздражительны, для них свойственна изменчивость настроения и невротические реакции. В таком случае основу сбора должны составлять успокаивающие, спазмолитические, общеукрепляющие травы. Хорошо зарекомендовал себя сбор: таволга, дербенник, пустырник, чабрец, душица, боярышник, зеленый овес, аир, шиповник.

В него также можно включать успокаивающие травы — валериану, кипрей, ежевика (лист), донник, лаванда, синюха голубая, сушеница, пустырник, мята, мелисса, цветки липы, календулы, ромашки, укроп, хмель.

Пациенты с ваготоническим вариантом течения ВСД больше апатичны, склонны к депрессивным состояниям, работоспособность низкая, предъявляют множество ипохондрических жалоб. Им показано курсовое назначение смеси адаптогенов по схеме; дополнение базового сбора: аир, девясил, зверобой, крапива, дрок, зеленый овес, таволга, рябина. Хорошо помогают холодные настои корня валерианы с девясилом.

При периодически появляющихся болях в сердце, нестойких нарушениях ритма на радужке никаких специфических изменений в зоне сердца не выявляется. Примерно треть пациентов имеет небольшие однотонные генетические лакуны, примыкающие к автономному кольцу, чаще односторонние. Это знак семейной предрасположенности к повышенной уязвимости сердца при физических и психических нагрузках. При составлении сбора таким пациентам отдаётся предпочтение успокаивающим лекарственным растениям. Их можно вводить в основной состав или назначать седативный сбор один раз в день перед сном. Хорошо зарекомендовали себя: аир, арника, барвинок, боярышник, буквица, валериана, дягиль, душица, календула, лещина, мелисса, мята, омела, пастернак, пустырник, ромашка, хмель, сушеница.

При повышенном артериальном давлении на 1–2 месяца назначаются сборы, включающие в себя травы, оказывающие успокаивающее и гипотензивное действие: пустырник, боярышник, валериана, мята (мелисса), сушеница, таволга, ромашка, хмель, тмин, укроп, душица, тысячелистник, дербенник, черноплодная рябина и легкие мочегонные — лист березы, трава хвоща, вереска, почечного чая, корень аира, одуванчика, цветки клевера, таволги. Калиновые морсы также способствуют снижению давления.

При пониженном давлении, пальма первенства принадлежит адаптогенам. Кроме этого назначаем бессмертник, зверобой, дягиль, татарник, кору ивы, иссоп, льнянку, розмарин, чернику, мелиссу, сабельник, шиповник. Хороши ванны с корнем аира, дягиля, девясила, пиона, душицей, хмелем. Делаем их ежедневно или через день. На курс 10–12 ванн одним составом.

Включение в состав сборов репешка, подорожника, зверобоя, ромашки, девясила, одуванчика, аира позволяет добиться восстановления полноценной работы пищеварительного тракта и печени.

Опыт сочетанного использования иридодиагностики и фитотерапии подтвердил высокую эффективность применения иридодиагностики как в качестве диагностической методики, так и в качестве достоверного критерия эффективности проводимого лечения. Сочетание иридодиагностики и фитотерапии является эффективной и экономичной основой для ранней диагностики, надёжной профилактики и успешного лечения синдрома вегетососудистой дистонии.