Махонина Е.М. о проекте «Русская Школа Травничества»

Е.М. Махонина, врач-фитотерапевт, иридодиагност, к.м.н.

Потребность в создании нового всегда рождается из понимания, что в уже существующем чего-то недостает. Екатерина Маратовна, чего не хватает сегодня в отношении людей к фитотерапии, в программах обучения травничеству?

Прежде всего, очень хочется, чтобы больше людей узнали о том, что фитотерапия — это наука, это огромный пласт знаний. Не только народная мудрость, которую ни в коем случае нельзя отметать, но и большой объем научно подтвержденных фактов.

Эта информация, к сожалению, не доходит до большинства врачей. Поскольку современное медицинское образование построено таким образом, что на курсе фармакологии для врачей лечебных специальностей о лекарственных растениях говорят буквально «два слова». И в дальнейшем больше к ним не обращаются. Таким образом получается, что доктор, получивший очень хорошее, качественное, современное образование, считает, что про лекарственные травы ему знать не положено.

На факультете, готовящем фармацевтов, напротив, читается большой предмет — фармакогнозия. Он включает свойства лекарственных растений, действующие активные вещества, способы их выделения и сохранения. Но прошедшие этот курс специалисты выпускаются без права лечения. Таким образом они знают, что способны сделать растения, но не могут эти знания применять.

Мне бы очень хотелось донести эту мысль до врачей, чтобы предмет «фитотерапия» вошел в стандартный образовательный процесс медицинских ВУЗов. Пока этого достичь невозможно, пришла идея создать отдельную Школу, в которой подача материала будет такая же, как в медицинских ВУЗах: изучение самого лекарственного растения, его разнообразных эффектов, возможностей применения (когда и в каком объеме).

Понятно, что фитотерапия не является панацеей от всех бед. Но разумное, грамотное применение трав в совокупности с другими методами лечениями может значительно облегчить работу любого специалиста. И, соответственно, вернуть здоровье людям.

Мы не отметаем все современные знания и не говорим, что аптечные препараты — это «ерунда». Мы говорим, что фитотерапия — это большая часть лечения, которая должна грамотно, осознанно применяться специалистами в нужное время и в нужном объеме для конкретного пациента.

Именно поэтому у нас создан курс «Фитотерапия для врачей». На этом курсе мы подробно рассматриваем: когда, какие растения, в составе каких сборов, в каком режиме, в каком сочетании с другой терапией мы можем применить, для того, чтобы ускорить процесс выздоровления, либо добиться стойкой ремиссии.

Кроме того, Русская Школа Травничества создана для людей, не имеющих медицинского образования. Сейчас в российском законодательстве имеется такая юридическая форма, как «народное целительство и травничество». Она подразумевает возможность проведения процессов оздоровления пациента без права лечения. В «оздоровление» попадает большое количество состояний, в которых есть возможность помочь человеку.

Для этого специалисту-травнику не нужно медицинское образование. Но я, как медик и преподаватель, прекрасно понимаю, что для грамотного применения растительных препаратов специалист по оздоровлению должен четко себе представлять, какие процессы происходят в организме человека в данный момент, и чем он может помочь (какие растения применить, в каком объеме, сочетании, дозировке). Как сочетать травы с другими методами лечения, для того, чтобы добиться оздоровления.

Поэтому у нас создан отдельный курс травничества для слушателей без медицинского образования. Особенность этого курса в том, что в нем рассматриваются аспекты нормальной и патологической физиологии человека, для того, чтобы специалист четко себе представлял, что в конкретный момент происходит в организме пациента. На курсе объясняются все медицинские термины и понятия, и, естественно, изучаются лекарственные растения в полном объёме (их состав, способы заготовки, использование готовых сборов и составление индивидуальных схем оздоровления и т.д.).

Кроме того, в оба курса включены основы иридодиагностики для того, чтобы в руках у специалиста был собственный диагностический инструмент. Это всегда выручает в сложных случаях, например, при наличии «букета» заболеваний.

Иридодиагностика — это доступная в изучении экспресс-диагностика, которая позволяет не только определить то, что происходит в организме человека сейчас, и подобрать лечение, но и отследить его результативность. Это расширяет спектр возможных фитотерапевтических средств. Поэтому в курсы обучения и травников, и врачей-фитотерапевтов включены основы иридодиагностики.

Каким Вы видите будущее Русской Школы Травничества лет через 20–30?

Во-первых, наш курс развивается и процветает. Все больше людей приходит на обучение. Во-вторых, уже выросли специалисты, которые продолжают преподавание. В-третьих, в программе присутствует не только иридодиагностика, но и другие способы диагностики (например, пульсовая).

Наш курс развивается и множится слушателями и преподавателями, и становится доступным для всей нашей большой страны. И распространяется за рубеж. Сейчас с этим есть небольшие сложности, связанные с трудностью перевода не столько самого курса обучения, сколько названий растений. Потому что у нас и за рубежом названия одних и тех же растений различаются. Поэтому в преподавании стоит использовать только универсальные латинские названия растений. А это требует пересмотра.

Сейчас статьи и книги по фитотерапии, написанные у нас, не проходят за рубеж и наоборот — их труды не переводятся у нас. Мне очень хочется, чтобы этот языковой барьер был значительно уменьшен. Чтобы мы могли обмениваться опытом с зарубежными коллегами, и объединить наши знания и усилия в достижении здоровья населения всей планеты.